news 08/01/15
8.01.2015

В преддверии Нового года вокруг принятия бюджета на 2015 год точились настоящие страсти. В прессе появлялись публикации о мнимом увеличении денег на дороги в бюджете 2015 года. В ответ на одну из них, опубликованную на авторитетном сайте Delo.ua:  http://delo.ua/ukraine/osnovnuju-chast-vydelennyh-iz-gosbjudzheta-2015-sredstv-ukravtod-286674/, мы подготовили комментарий.

Давайте проанализируем ситуацию.

Проектом бюджета на 2015 год предусмотрено финансирование на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в размере 25,5 млрд грн на 2015 год, что примерно на 40% больше, чем в 2014 году.

Обывателю это покажется существенным. По крайней мере, не хуже, если учесть рост цен. А на самом деле, чтобы понять суть происходящего, нужно разложить составляющие и понять, к какому результату они ведут.

Первой особенностью является тот факт, что из 25,5 млрд грн оплата долговых обязательств за ранее взятые кредиты составляет 17,4 млрд грн. За разницей долгов на развитие и содержание загородних дорог остается 8,1 млрд грн.

5,9 млрд грн из 8,1 млрд пойдет фактически на реконструкцию (развитие) дорог государственного значения, а за 2,2 млрд грн нужно будет ремонтировать и содержать оставшуюся часть сети дорог государственного и местного значения протяженностью около 170 тыс км. На комунальные дороги субвенций из общего фонда бюджета не предусматривается.

Более того, 5,9 млрд грн включают в себя 4,7 млрд грн новых займов у международных финансовых организаций (МБРР, ЕБРР и ЕИБ) и 1,2 млрд грн доли Украины в этих проектах (фактически – оплата НДС), которые скорее всего отнимут от 3,4 млрд грн расходов общего фонда госбюджета на развитие и содержание дорог.

Что на самом деле сулит нам реконструкция дорог за деньги займов на сумму 5,9 млрд грн? Она даст возможность продолжить развитие имеющихся магистральных дорог в направлении Киев — Восток и завершить этот процесс в направлении Киев — Запад. В любом случае, это никакого мало-мальски ощутимого влияния на состояние дорожной сети страны в целом, кроме окресностей Киева и отдельных участков автодороги Киев — Харьков в районе Полтавы, иметь не будет. В масштабах протяженности сети дорог это меньше 0,5%, т.е. фактически совсем ничего, а финансово — это еще плюс 4,7 млрд грн долговых обязательств.

Таким образом, останется 2,2 млрд грн. Много это мало? Судите сами. В год нужно в первую очередь выполнять работ по содержанию дорог на сумму 5-7 млрд грн, во вторую очередь выполнять поддерживающие ремонты и в третью очередь — развивать существующую сеть дорог, тоесть реконструировать и строить совсем новые дороги. Как видите, остатка средств в размере 2,2 млрд грн хватает лишь на первый по приоритетах вид деятельности в дорожном хозяйстве – содержание дорог.

Что, скорее всего, будут делать дорожники на эти деньги? Чистить снег и бороться с гололедом, частично латать ямы и возобновлять разметку и так далее по степени влияния на безопасность движения и проезжаемость дорогами, но никак не на комфорт и удобство.

В сравнении с фактом 2014 года – это почти то же. Поэтому никакого прогресса в намеченных ассигнованиях фактически нет, невзирая на 40% увеличение суммы ассигнований.

Подытоживая, можно сказать следующее.

В проекте бюджета 2015 года не просто практически нет денег на развитие и содержание дорог, как заявлял ранее Премьер Арсений Яценюк и профильный Вице-премьер Валерий Вощевский.

Главное — не прослеживается логика затрат ради максимального приведения сети дорог общего пользования Украины «в чувство», особенно с учетом ограниченности средств и кризиса в экономике.

Развитие дорог – их реконструкция — имеет смысл тогда, когда страна в состоянии сначала поддерживать имеющуюся сеть и обеспечивать хоть какую-то «проезжаемость» дорогами в большинстве регионов, а не в отдельно взятых местах. Развитие имеет смысл, но это должны быть и другие финансы, и другие темпы (не по 100-200 км в год), и иное состояние экономики страны и отрасли.

Если исходить из имеющихся, но не достаточных в полном объеме средств, то нужно действовать последовательно: содержание, поддерживающий и восстановительный ремонт, реконструкция и, наконец, новое строительство.

Мы не настолько богаты, чтобы покупать «дорогие вещи» для наших дорог и не настолько долго живем, чтобы дождаться реконструкции хотя бы третьей части дорог страны темпами и способами, заложенными в проекте бюджета 2015 года.

Олег Островерхий

Эксперт гражданского сообщества «Моя дорога»