
В последнее время актуальной темой для страны и, соответственно, для прессы стала тема бюджета. Публикация на портале «Delo,UA» раскрывает финансовые перспективы дорожного хозяйства страны на 2015 год.
Нам, как пользователям дорог и налогоплательщикам, важно не сколько денег будет потрачено, а что из этого получится. А, фактически, что мы получим за уплаченные нами налоги?
В публикации говорится об увеличении финансирования развития и содержания дорог в 2015 году по сравнению с 2014. Математически именно так. 25,5 млрд грн на 2015 год примерно в 2 раза больше, чем 12,9 млрд грн якобы выделенных в 2014 году.
Обывателю это покажется существенным. По крайней мере, не хуже, если учесть рост цен. А на самом деле, чтобы понять суть происходящего, нужно разложить составляющие и понять, к какому результату они ведут.
Между «вот тебе » и «на тебе» — две большие разницы, как говорят в Одессе. Что можно сказать и о проекте бюджета на 2015 год в отношении финансирования развития и содержания сети дорог общего пользования.
С «на тебе» понятно: 25,5 млрд грн, в том числе, оплата долговых обязательств в размере 17,4 млрд грн. Фактический «на тебе» — 8,1 млрд грн. Это немало по меркам небогатой страны в условиях кризиса. Как сказать…
Из «на тебе», из 8,1 млрд грн 5,9 млрд грн пойдет фактически на реконструкцию сотни-другой километров дорог государственного значения, а за 2,2 млрд грн нужно будет ремонтировать и содержать оставшуюся часть сети дорог государственного и местного значения протяженностью около 170 тыс км. На комунальные дороги субвенций не предусматривается.
Более того, 5,9 млрд грн включают в себя 4,7 млрд грн новых займов у международных финансовых организаций (МБРР, ЕБРР и ЕИБ) и 1,2 млрд грн доли Украины в этих проектах (фактически – оплата НДС), которые придется «отнять» от 3,4 млрд грн расходов общего фонда госбюджета на развитие и содержание дорог.
Что на самом деле сулит нам реконструкция дорог за деньги займов на сумму 5,9 млрд грн? Она даст возможность продолжить развитие имеющихся магистральных дорог в направлении Киев — Восток и завершить этот процесс в направлении Киев — Запад. В любом случае, это никакого мало-мальски ощутимого влияния на состояние дорожной сети страны в целом, кроме окресностей Киева и отдельных участков автодороги Киев — Харьков в районе Полтавы, иметь не будет. Отремонтируют полностью или начнут ремонт 100-200 км, пусть даже 300 км. Не важно! В масштабах протяженности сети дорог это меньше 0,5%, как ни крути. То есть, фактически совсем ничего, а финансово — это еще плюс 4,7 млрд грн долговых обязательств в условиях кризиса для нас — налогоплательщиков, и наших детей.
Таким образом, останется 2,2 млрд грн — это около 30% от потребности, на все про все: на очистку от снега и борьбу с гололедом, на частичное латание ям, на частичное возобновление разметки и так далее по степени влияния на безопасность движения и проезжаемость дорогами, но никак не на комфорт и удобство. В сравнении с фактом 2014 года – это почти то же. Поэтому никакого прогресса в намеченных асигнованиях фактически нет, невзирая на двукратное увеличение суммы асигнований.
Что мы имеем:
В бюджете 2015 года не просто практически нет денег на развитие и содержание дорог, как заявлял ранее Премьер Арсений Яценюк и профильный Вице-премьер Валерий Вощевский. Главное — не прослеживается логика затрат ради максимального приведения сети дорог Украины «в чувство», особенно с учетом ограниченности средств и кризиса в экономике.
Развитие дорог – их реконструкция — имеет смысл тогда, когда страна в состоянии сначала поддерживать имеющуюся сеть дорог и обеспечивать хоть какую-то проезжаемость дорогами в большинстве регионов, а не в отдельно взятых местах. Развитие имеет смысл, но это и другие финансы, и другие темпы, и иное состояние экономики отрасли и в целом. Если исходить из того, что имеем и больше нет денег, то нужно действовать последовательно: содержание, восстановительный ремонт, реконструкция и, наконец, новое строителство. Мы не настолько богаты, чтобы покупать «дорогие вещи» для наших дорог и не настолько долго живем, чтобы дождаться реконструкции хотя бы третьей части дорог страны темпами и способами, заложенными в проекте бюджета 2015 года.